объявления |
УМК лечебного факультетаГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» УТВЕРЖДЕНО на заседании Методического Совета СПбГМУ «__»___________ 200__г., протокол №2 Проректор по учебной работе, председатель Методического Совета _____________________проф. И.А.Корнеев УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Санкт-Петербург 2008 Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана СПбГМУ Росздрава по специальности «лечебное дело» на кафедре Акушерства и гинекологии. Составители УМК: зав. каф., акад. РАМН, д.м.н., проф. ________________ Айламазян Э.К. (подпись) доцент, к.м.н. ________________ Александрова Л.А. (подпись) УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры акушерства и гинекологии 6 октября Заведующий кафедрой акушерства и гинекологии академик РАМН, д.м.н., проф. _________________ Айламазян Э.К. (подпись) 6 октября 2008г. УМК одобрен цикловой методической комиссией по ________________ _____________________________________________________________________ «____» ___________ 200_ г., протокол № __. Председатель цикловой методической комиссии проф., д.м.н. _________________ Ткачук В.Н. (подпись) ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине Акушерство и гинекология СОСТАВ КОМПЛЕКСА: 1. Раздел «РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПО ДИСЦИПЛИНЕ» 1.1. Титульный лист с обратной стороной ……………………....... (1лист.) 1.2. Рабочая программа для очной формы обучения ………….…. (___ стр.) 1.3. Листы дополнений и изменений в рабочей программе ………(___ стр.) 2. Раздел «КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД» 2.1. Карта обеспеченности на 200_/200_ учебный год ……….….. (___ стр.) 2.2. Карта обеспеченности на 200_/200_ учебный год ………..…. (___ стр.) 3. Раздел «БАНК КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ВОПРОСОВ» 3.1. Титульный лист ……….……………………….………….…… (1 стр.) 3.2. Спецификация банка заданий в тестовой форме (БЗТ) .…….. (___ стр.) 3.3. Акт проведения пробного тестирования ……….……………. (___ стр.) 3.4. Заключение кафедры ………………………………………….. (___ стр.) 3.5. Выписка из протокола заседания ЦМК ……………………… (___ стр.) 3.6. Распечатка БЗТ ……………………………..………………….. (___ стр.) 3.7. Электронный носитель с БЗТ ……………………………….... (___ шт). 4. Раздел «Перечень вопросов к составлению экзаменационных билетов» 4.1. Перечень вопросов к каждому экзамену ………………..…… (___ стр.) 5. Раздел «ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛям ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ» ……………………………………..... (___ стр.) 6. Раздел «ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ОБУЧАемым ПО изучению (освоению) учебной ДИСЦИПЛИНЕ» ………………………………………….. (___ стр.) 7. Раздел «МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ» ………………………………………………………. (___ стр.) 8. Раздел «ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ» …………………………………………..…………... (___ стр.) 9. Раздел «ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, ИЗДАННЫХ СОТРУДНИКАМИ КАФЕДРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ» . (___ стр.) Раздел 1 УМК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» УТВЕРЖДЕНО на заседании Методического Совета СПбГМУ «___»________200__г., протокол №___ Проректор по учебной работе, председатель Методического Совета _____________________проф. И.А. Корнеев РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Объем дисциплины и виды учебной работы
Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «060101», утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д.Шадриковым 10 марта 2000 года, государственный регистрационный № 133 МЕД/СП и на основании типовой программы УМО по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России (методических рекомендаций ГОУ ВУНМЦ). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры акушерства и гинекологии 6 октября Заведующий кафедрой акушерства и гинекологии академик РАМН, д.м.н., проф. _________________ Айламазян Э.К. (подпись) Рабочая программа одобрена цикловой методической комиссией по _____________________________________________________________________ ______________________ «____» ___________ 200_ г., протокол № __. Председатель цикловой методической комиссии профессор, д.м.н. _________________ Ткачук В.Н. (подпись) Выписка из ГОС ВПО Выписка из ГОС ВПО по Специальности, код 060101 – Акушерство и гинекология
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины: - дать основные знания клинико-физиологических особенностей репродуктивной системы женщин, процессов, происходящих в организме женщины с физиологически протекающей беременностью; процесса нормальных родов, физиологического послеродового периода; основных и дополнительных методов обследования беременных, рожениц и родильниц, возможных осложнений беременности и родов, послеродового периода, принципов лечения и оказания неотложной помощи, мер профилактики; диагностики состояния внутриутробного плода, признаков его страдания; планирования беременности, вопросов контрацепции; - научить студентов распознавать на основании изучения данных анамнеза и объективного исследования физиологические и патологические процессы, связанные с детородной функцией, своевременно направить к специалисту и при необходимости оказать неотложную акушерскую помощь в типичной акушерской ситуации. 1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе Акушерство и гинекология составляют один из основных разделов врачебной специальности, целью которого является подготовка высококвалифицированного врача. На основании знаний нормальной и патологической анатомии, топографической анатомии, нормальной и патологической физиологии репродуктивной системы женщин, симптоматологии важнейших форм патологических состояний женских половых органов, овладения основными методами обследования беременных, рожениц, родильниц, новорожденных и гинекологических больных студент должен уметь использовать эти методы для логического обоснования диагноза заболеваний, проводить дифференциальную диагностику, терапию, профилактику и реабилитацию больных, уметь оказывать врачебную помощь при неотложных состояниях матери, новорожденного и гинекологических заболеваниях. 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами Основные знания, необходимые для изучения данной дисциплины: - анатомия человека; - гистология, цитология и эмбриология; - нормальная физиология; - фармакология, клиническая фармакология; - патофизиология; - оперативная хирургия и топографическая анатомия. 1.4. Связь с последующими дисциплинами Для студентов 4 и 5 курсов акушерство и гинекология необходимы для успешного изучения следующих дисциплин: - педиатрия (физиология и патология новорожденных и их ведение в постнатальном периоде); - внутренние болезни (беременность и экстрагенитальная патология – сахарный диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы, печени, почек, щитовидной железы); - эндокринология (нейро-эндокринные нарушения у женщин, беременность и сахарный диабет, заболевания щитовидной железы); - анестезиология, реанимация, интенсивная терапия (обезболивание родов, ведение больных в послеоперационном периоде); - онкология (вопросы диагностики, лечения, профилактики рака яичников, шейки и тела матки, трофобластической болезни). 2. Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения данной дисциплины студент должен знать и уметь использовать: - физиологию и патологию менструального цикла; - признаки беременности; - методы обследования беременных и гинекологических больных; - нормальное течение беременности и родов; - возможные осложнения беременности и родов и меры профилактики; - признаки внутриутробного страдания плода; - особенности ведения беременности и родов при экстрагенитальной патологии; - особенности ведения беременности и родов при неправильном положении и членорасположении плода; - вопросы контрацепции и планирования беременности; - проявления гинекологических заболеваний; - вопросы подготовки к операции и реабилитации после оперативных вмешательств; - показания и противопоказания к гормонотерапии. Студент должен приобрести следующие навыки: - диагностировать ранние сроки беременности; - обследовать беременных женщин; - обследовать гинекологических больных; - осмотреть послед; - осмотреть мягкие родовые пути; - провести влагалищно-абдоминальное исследование; - провести дифференциальную диагностику, терапию, профилактику и реабилитацию больных; - оказать первую помощь при неотложных состояниях матери, новорожденного и гинекологических больных; - провести первый туалет новорожденных; - принять физиологические роды; - оценить данные УЗИ и кардиомониторного наблюдения за плодом; - оценить данные кольпоскопии; - взять мазки на микрофлору и атипические клетки; - катетеризировать мочевой пузырь. 3. Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план дисциплины Таблица 1 Распределение видов и часов занятий по семестрам
Таблица 2 Тематический план изучения дисциплины
4. Содержание дисциплины IV КУРС 4.1. Теоретический курс Таблица 3 Теоретический курс
4.2. Практические занятия Таблица 4 Практические занятия для 4 курса лечебного факультета и факультета спортивной медицины.
4.3. Лабораторные занятия Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены. 4.4. Курсовой проект (работа) Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен. 4.5. Самостоятельная работа студентов Таблица 6 Программа самостоятельной работы студентов 4 курса лечебного факультета и факультета спортивной медицины.
V КУРС 4.1. Теоретический курс Таблица 3 Теоретический курс
4.2. Практические занятия Таблица 4 Практические занятия для 5 курса лечебного факультета и факультета спортивной медицины.
4.3. Лабораторные занятия Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены. 4.4. Курсовой проект (работа) Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен. 4.5. Самостоятельная работа студентов Таблица 6 Программа самостоятельной работы студентов 5 курса лечебного факультета и факультета спортивной медицины.
VI КУРС 4.2. Клинические практические занятия ( вкл. клинические практические занятия, теоретические разборы, лекции по разделам дисциплины). Таблица 4 Клинические практические занятия для 6 курса лечебного факультета и факультета спортивной медицины.
4.3. Лабораторные занятия Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены. 4.4. Курсовой проект (работа) Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен. 4.5. Самостоятельная работа студентов Таблица 6 Программа самостоятельной работы студентов 6 курса лечебного факультета и факультета спортивной медицины по акушерству и гинекологии.
Основная образовательная программа дополнена 7 элективами для студентов 4, 5 и 6 курсов. Все элективы утверждены на Методическом Совете Университета и имеют учебно-методическое обеспечение, необходимую материально-техническую базу. Для студентов 6 курса кафедра проводит следующие элективы:
Для студентов 5 курса кафедра проводит следующие элективы:
Для студентов 4 курса: Основы перинатологии. Методы оценки состояния плода – 20 часов. Куратор курса – доц. Коган И.Ю. Тематика элективного курса Куратор: доц. Коган И.Ю. Занятие 1. Лекция. Общие принципы исследования с помощью ультразвуковой аппаратуры. Эхографическая анатомия органов малого таза у женщин. Занятие 2. Ультразвуковая диагностика нормально развивающейся беременности в I триместре. Ультразвуковое исследование плода и фетометрия во II и III триместрах беременности. Многоплодная беременность. Многоводие. Установление объема околоплодных вод. Эхографическое определение состояния рубца на матке. Занятие 3. Ультразвуковая плацентография. Занятие 4. Диагностика врожденных заболеваний, пороков развития и внутриутробной гибели плода. Занятие 5. Кардиотокография. Допплерометрическое исследование кровотока. Внутриутробная задержка развития плода. Гемолитическая болезнь плода. Ультразвуковое исследование в программе экстракорпорального оплодотворения. Занятие 6. Внематочная беременность. Пузырный занос. Определение внутриматочных контрацептивов. Опухоли матки и яичников. Дифференциальная диагностика опухолей гениталий. Зачет. Тематика элективного курса Куратор: проф. Тарасова М.А. Занятие 1. Роль службы планирования семьи в охране репродуктивного здоровья. Обзор цели и задач курса. Основные элементы консультирования. Обзор методов контрацепции. Занятие 2. Комбинированные оральные контрацептивы. Занятие 3. Прогестагенные контрацептивы. Занятие 4. Внутриматочная контрацепция. Занятие 5. Естественные методы планирования семьи. Контрацепция после родов. Метод лактационной аменореи. Барьерные методы контрацепции, спермициды. Роль службы планирования семьи в профилактике заболеваний, передающихся половым путем. Занятие 6. Контрацепция в подростковом возрасте. Аварийная контрацепция. Контрацепция в старшем репродуктивном возрасте. Добровольная стерилизация. Зачет. Тематика элективного курса Куратор: доц. Айвазян Т.А., доц. Петришин В.Л. Занятие 1. Топография передне-боковой брюшной стенки и органов малого таза. Топографо-анатомические ориентиры и зоны риска при использовании лапароскопических методик в гинекологии. Занятие 2. Схема эндовидеокомплекса. Инструменты для лапароскопической хирургии. Технические приемы, применяемые в видеоэндохирургии. Занятие 3. Лапароскопия в гинекологической практики. Занятие 4,5. Оперативная лапароскопия. Общие правила. Техника основных лапароскопических операций. Осложнения при лапароскопических операциях. Занятие 6. Гистероскопия. Зачет. Тематика элективного курса Куратор: доц. Шаповалова К.А. Занятие 1. Разбор схемы истории болезни больной с эндокринными нарушениями. Методы обследования эндокринных больных. Гормональные пробы. Знакомство с больными, страдающими эндокринными нарушениями. Занятие 2. Нейроэндокринная регуляция менструального цикла. Тесты функциональной диагностики. Трактовка данных гормонального обследования. Осмотр больных. Занятие 3. ДМК. Классификация. Клиника разных нарушений. Диагностика. Лечение. Гормональные препараты. Осмотр больных. Занятие 4. Классификация эндокринных нарушений. Клиника, диагностика нормогонадотропной недостаточности яичников. Метаболический синдром. СПКЯ. Надпочечниковая гиперандрогения. Осмотр больных Занятие 5. Клиника. Диагностика гипогонадотропных нарушений. Опухоли гипофиза. Пролактиномы. Вторичная гг. недостаточность: дефицит массы тела, стресс, избыток физических нагрузок. Разбор больных. Занятие 6. Клиника, диагностика гипергонадотропных нарушений. Дисгенезия гонад. Аутоиммунные оофориты. Ятрогенные нарушения (овариоэктомия, лучевое воздействие). Климактерические нарушения Разбор больных. Подведение итогов. Зачет. Тематика элективного курса «Охрана репродуктивного здоровья. Консультирование» Куратор: доц. Шаповалова К.А. Занятие 1. Понятие консультирования. Задачи, цели, содержание консультирования. Занятие 2. Охрана репродуктивного здоровья подростка. Консультирование в подростковом периоде. Занятие 3. Консультирование по профилактике заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП). Роль барьерных методов контрацепции Занятие 4. Консультирование по особым состояниям. Консультирование после аборта, после родов. Занятие 5. Консультирование женщин старше 35 лет. Старший репродуктивный возраст, перименопауза, постменопауза. Зачет. Тематика элективного курса «Основы перинатальной медицины. Методы оценки состояния плода при беременности и в родах» Куратор: доц. Коган И.Ю. Занятие 1. Введение в перинатологию. Понятие о функциональной системе мать-плацента-плод. Занятие 2. Кардиотокографическое исследование при беременности и в родах. Занятие 3. Допплерометрическое исследование кровотока в функциональной системе мать-плацента-плод. Занятие 4. Ультразвуковое исследование в акушерстве. Занятие 5. Инвазивные методы оценки состояния плода. Занятие 6. Контрольное занятие. Собеседование. Решение ситуационных задач. Зачет. Раздел 2 УМК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра акушерства и гинекологии КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ По дисциплине акушерство и гинекология По специальности лечебное дело.
Составители перечня: Доц., зав. учебной частью _________________ Л. А. Александрова (подпись) Заведующий кафедрой (подпись)
Дата составления карты «__» _________ СОГЛАСОВАНО Директор библиотеки СПбГМУ ________________________ «___» ________________ Раздел 3 УМК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра акушерства и гинекологии с курсом ультразвуковой диагностики. БАНК КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ВОПРОСОВ (ТЕСТОВ) ПО ОТДЕЛЬНЫМ темам И В ЦЕЛОМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (заданий в тестовой форме (тестов) По дисциплине: Акушерство и гинекология По специальности: «Лечебное дело», код 060101 На базе компьютерного класса проводятся обучающие занятия со студентами. Компьютерный класс – 8 компьютеров, объединенных в локальную сеть – существует на кафедре с 1. Сборник тестовых задач по акушерству и гинекологии (ИАиГ им. Д.О. Отта РАМН, кафедра акушерства и гинекологии СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова) – СПб, 1992 – 53 с. 2. Тесты для оценки знаний по гинекологии часть I (НИИАиГ им. Д.О. Отта РАМН, СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова) – СПб, 3. Тесты для оценки знаний по гинекологии часть II (НИИАиГ им. Д.О. Отта РАМН, СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова) – СПб, 4. Тесты для оценки знаний по акушерству (НИИАиГ им. Д.О. Отта РАМН, СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова) – СПб, 5. Тесты для оценки знаний по гинекологии (СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, НИИАиГ им. Д.О. Отта РАМН) – СПб, 6. Тесты для оценки знаний по гинекологии (СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, НИИАиГ им. Д.О. Отта РАМН) – СПб, В Диск с тестовыми заданиями прилагается. Раздел 4 УМК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра акушерства и гинекологии с курсом ультразвуковой диагностики. Перечень вопросов к составлению экзаменационных билетов, выносимых на экзамен По дисциплине: Акушерство По специальности: «Лечебное дело», код 060101 Семестр: VIII. История развития акушерства и вопросы организации акушерской помощи.
Физиологические и патологические беременность, роды, послеродовый период и период новорожденности.
к разделу 4 УМК Пример оформления экзаменационного билета
Раздел 4 УМК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра акушерства и гинекологии. Перечень вопросов к составлению экзаменационных билетов, выносимых на итоговую государственную аттестацию По дисциплине: Акушерство и гинекология По специальности: «Лечебное дело», код 060101 Семестр: XII. Общие вопросы. 1. Перинатальная охрана плода. Влияние вредных факторов на плод. Профилактика эмбрио- и фетопатий. 2. Роль ультразвукового исследования в акушерстве и гинекологии. 3. Основные мероприятия по снижению мертворождаемости и ранней детской смертности. 4. Роль женских консультаций в перинатальной охране плода. 5. СПИД в акушерстве. Пути заражения. Профилактика. Акушерство. 1. Диагностика ранних и поздних сроков беременности. Определение срока дородового отпуска и родов. 2. Оплодотворение и развитие плодного яйца. Оболочки плодного яйца. Критические периоды развития плода. 3. Строение женского таза. Клиническое значение размеров женского таза в акушерстве. 4. Кровоснабжение матки и придатков. 5. Мышцы тазового дна, их функции в процессе родового акта. 6. Классификация позднего гестоза. Методы оценки тяжести гестоза. 7. гестоз легкой, средней и тяжелой степени тяжести. Стадии. Клиника. Диагностика. Принципы лечения. 8. Преэклампсия. Клиника. Диагностика. Лечение. 9. Эклампсия. Профилактика. Неотложная помощь. Возможные осложнения. 10. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Этиология. Диагностика. Лечение. Профилактика. 11. Токсикозы I половины беременности. Классификация. Принципы лечения рвоты беременных. 12. Невынашивание беременности. Причины. Диагностика. Лечение. 13. Переношенная беременность. Диагностика. Особенности течения и ведения беременности и запоздалых родов. 14. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Клиника. Диагностика. Тактика врача. Осложнения. 15. Предлежание плаценты. Классификация. Клиника Диагностика. Лечение. 16. Многоплодная беременность. Диагностика. Тактика ведения родов. 17. Беременность и миома матки. Тактика врача при ведении родов. 18. Преждевременные роды. Причины. Особенности клинического течения и тактика ведения родов. Признаки недоношенного плода. 19. Истмико-цервикальная недостаточность . Диагностика. Методы коррекции. 20. Пузырный занос. Клиника. Диагностика. Лечение. Прогноз. 21. Искусственное прерывание беременности в ранние сроки. Методы прерывания. Противопоказания. Осложнения. 22. Течение беременности и родов при пороках сердца. 23. Анемия беременных. Классификация. Особенности течения и ведения беременности и родов. 24. Заболевания почек (пиелонефриты) и беременность. Тактика ведения беременности и родов. 25. Аппендицит и беременность. Клиника. Диагностика. Лечение. 26. Сахарный диабет и беременность. Течение беременности и родов. 27. Беременность и заболевания печени (острая желтая атрофия печени, внутрипеченочный холестаз, HELLP -синдром) Клиника. Диагностика. Лечение. 28. Роды. Периоды родов. Особенности течения первого периода родов у перво- и повторнородящих женщин. 29. Понятие о готовности организма беременной к родам. 30. Современные методы подготовки родовых путей к родам. 31. Клиническое ведение первого и второго периодов родов. 32. Биомеханизм родов при переднем виде затылочного предлежания. 33. Разгибательные вставления головки плода. Особенности клинического течения родов при разгибательных вставлениях. 34. Биомеханизм родов при тазовом предлежании плода. 35. Особенности течения родов при тазовых предлежаниях. Осложнения для матери и плода. 36. Виды тазовых предлежаний. Ведение родов при ножном предлежании плода. 37. Ведение родов при чисто ягодичном предлежании плода по методу Цовьянова Н.А. 38. Несвоевременное излитие околоплодных вод. Профилактика хориоамнионита. 39. Кровотечения в последовом периоде. Причины. Клиника. Акушерская тактика. 40. Гипотонические и атонические кровотечения в раннем послеродовом периоде. Причины. Диагностика. Профилактика. Лечение. 41. Ранний послеродовый период. Клиническое течение и принципы ведения. 42. III период родов клиническое течение и ведение третьего периода. Признаки отделения плаценты. Методы выделения последа. 43. Аномалии сократительной деятельности матки. Причины. Классификация. Методы диагностики. 44. Слабость родовой деятельности. Клиника. Диагностика. Лечение. 45. Чрезмерно сильная родовая деятельность (быстрые и стремительные роды). Клиника. Диагностика. Лечение. 46. Дискоординированная родовая деятельность. Клиника. Диагностика. Лечение. 47. Классификация узких тазов по форме и степени сужения. Особенности течения родов при узких тазах. 48. Степени сужения таза. Понятия “анатомически ” и “клинически” узкий таз. Ведение родов при различных степенях сужения таза. Исходы родов для матери и плода. 49. Показания противопоказания к операции кесарева сечения. Основные этапы операции. Возможные осложнения. 50. Акушерские щипцы. Показания и условия к их применению. 51. Акушерский травматизм. Классификация. Мероприятия по снижению акушерского травматизма. 52. Неправильные положения плода (поперечное, косое).Диагностика. Ведение беременности. 53. Шеечная и перешеечно-шеечная беременность. Клиника. Диагностика. Лечение. Основные этапы операции экстирпации матки. 54. Медицинские показания к прерыванию беременности в ранние сроки. Условия проведения операции. Осложнения. 55. Эмболия околоплодными водами. Причины. Клиника. Неотложная помощь. 56. Разрыв матки во время беременности. Причины. Клиника. Диагностика. Лечение. 57. Геморрагический шок в акушерской практике. Причины. Стадии. Диагностика. Лечение. 58. Симптомы угрожающего и свершившегося разрыва матки во время родов. Клиника. Лечение. 59. Ведение неосложненного послеродового периода. 60. Послеродовый период. Уход за родильницами. 61. Гнойно-септические заболевания в послеродовом периоде. Послеродовый эндометрит. Клиника. Диагностика. Принципы терапии. 62. Акушерский перитонит. Клиника. Диагностика. Основные принципы лечения. 63. Септический шок. Причины. Диагностика. Методы лечения. 64. Лактационные маститы. Классификация. Клиника. Диагностика. Профилактика и лечение. 65. Современные методы диагностики состояния плода. Биофизический профиль плода. 66. Признаки доношенного и недоношенного плода. Особенности переношенного плода. Иммунитет новорожденных и опасность инфекционных заболеваний для них. 67. Синдром задержки развития плода. Классификация. Диагностика. Лечение. 68. Транзиторные состояния новорожденных. 69. Гипоксия плода. Причины. Классификация. Диагностика. Профилактика. Лечение. 70. Асфиксия новорожденных. Реанимация и неотложная помощь новорожденным, родившимся в состоянии асфиксии. 71. Родовой травматизм новорожденных. Причины. Диагностика. Лечение. Профилактика. 72. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного. Причины. Патогенез. Клиника. Диагностика. Профилактика. Гинекология.
к разделу 4 УМК Пример оформления экзаменационного билета
к разделу 4 УМК Пример оформления экзаменационного билета
Раздел 5 УМК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра акушерства и гинекологии с курсом ультразвуковой диагностики. ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ преподавателям ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ По дисциплине акушерство и гинекология по специальности лечебное дело, код 060101. 5.1.Методические указания к практическим (семинарским) занятиям и коллоквиумам Кафедра разработала: «Методические указания для занятий по акушерству для студентов IV курса лечебного факультета и факультета спортивной медицины». Изд. СПбГМУ, 2005 Утверждено ЦМК хирургических дисциплин и Редакционно-издательским советом Университета. Протокол №10 от 29.06.2004 «Методические указания для занятий по гинекологии для студентов V курсов лечебного факультета и факультета спортивной медицины». Изд. СПбГМУ, 2005 Утверждено ЦМК хирургических дисциплин и Редакционно-издательским советом Университета Протокол №10 от 29.06.2004 «Дневник производственной практики для студентов 4-6 курсов лечебного факультета и факультета спортивной медицины». Изд. СПбГМУ, 2007 5.2. Методические указания к лабораторным занятиям Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены. 5.3. Методические указания (рекомендации, материалы) преподавателю Кафедра акушерства и гинекологии выполняет академическую нагрузку в рамках учебного процесса по профилю образовательных программ: «Лечебное дело» и «Стоматология». Лекционный курс по акушерству и гинекологии проводится в аудитории №5 Университета в соответствии с графиком учебного процесса и расписанием. Практические занятия для студентов 4-6 курсов по специальности «Лечебное дело» по акушерству (VII, VIII, XI, XII семестры) и гинекологии (X, XI, XII семестры) проводятся в учебных классах и акушерских и гинекологических отделениях акушерско-гинекологической клиники СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, НИИ АГ им. Д.О. Отта, Родильном доме №1, Родильном доме №6, Родильном доме №18, ЦМСЧ №122, Областной больнице, Женских консультациях №12, №34, №16, №40, №48 в соответствии с тематикой и согласно расписанию учебной части кафедры. Во время прохождения цикла занятий студенты под руководством преподавателя дежурят, присутствуют на клинических разборах, обходах, на родах и операциях, изучают медицинскую документацию. Самостоятельно пишут академические истории родов (болезни). Присутствуют на амбулаторных приемах в женских консультациях. Осваивают практические умения (навыки) у постели больных и на фантоме под руководством преподавателя. Оформляют дневники практики. Учебно-производственная практика по акушерству и гинекологии проходит под руководством преподавателя в течение прохождения циклов занятий и за период обучения на кафедре и составляет 72 часа. По итогам практики студенты заполняют дневник, разработанный кафедрой и напечатанный в типографии Университета (утвержден Цикловой методической комиссией в Перечень практических умений по акушерству для студентов на IV курсе
Перечень практических умений по акушерству для студентов на V курсе
Перечень практических умений по акушерству для студентов на VI курсе Акушерство:
Гинекология:
- Выскабливание полости матки - Зондирование полости матки - Постановка и удаление ВМК - Гистеро- и лапароскопия - Гистеросальпингография (ГСГ) - Лапаротомия и операции на матке и придатках - Пластические операции при опущении гениталий и мочеполовых свищах - Перевязка и снятие швов
В учебном процессе используются: · Обучающие и контролирующие программы по «Акушерству» для студентов 4 курса по циклам «Физиологическое акушерство» и «Патологическое акушерство», для студентов 5 курса по «Гинекологи», для студентов 6 курса по «Акушерству» и по «Гинекологии» в соответствии с программой. · Видеофильмы (на видеокассетах и лазерных дисках) «Биомеханизм родов», «Кесарево сечение», «Гистероскопия» (собственные кафедры); тематические фильмы (отечественный кинофильм «Роды»), видеокассеты «Лапароскопия» (США). · Акушерские фантомы (4), фантомы – таз, плод (20). · Плакаты · 2 телевизора и 2 видеомагнитофона · Компьютер с мультимедийным проектором · Флипкарты · Экран (переносной) 5.4. Формы и методика текущего, промежуточного и итогового контроля Студенты 4, 5 и 6 курсов лечебного факультета и факультета спортивной медицины сдают зачет после завершения цикла практических занятий. Тестовый контроль знаний проводится с применением компьютеров в компьютерном классе кафедры. Сотрудниками кафедры создана авторская контролирующая программа EXPERT, в которой использована формула так называемого «многофакторного вопроса», представляющего блок из 4-6 предложений, констатирующих или отрицающих определенные положения. В последующие годы программа дополна рисунками и ситуационными задачами, графиками, в 2000 году переработана в соответствии с требованиями учебных программ. В настоящее время на кафедре созданы 8 компьютерных тест программ, имеющих различные уровни сложности для студентов различных курсов и врачей последипломного образования, которые используются в режиме «самоподготовки», «зачета» и «экзамена». С 1988 по 2005 годы изданы 4 кафедральных сборника тестов по акушерству и гинекологии. Согласно учебному плану, кафедра проводит по итогам обучения экзамены. На 4 курсе - в VIII семестре в летнюю сессию экзамен «Акушерству» На 6 курсе – Итоговая Государственная аттестация по акушерству и гинекологии, цель которой определить соответствие подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта. Итоговая Государственная аттестация проводится в два этапа: Практическая часть – аттестация практических умений (обследование пациентов, написание историй болезни, оценка лабораторных, ультразвуковых, гистологических и др. методов исследования). Во время экзамена для контроля практических навыков используются фантомы и хирургические инструменты. Теоретическая часть – собеседование с государственной комиссией, решение ситуационных задач, по различным вопросам акушерства и гинекологии, в т.ч. по неотложным состояниям, где показывает умение поставить диагноз и выбрать оптимальные методы обследования и лечения больных. Контрольные задания тестового контроля по физиологическому и патологическому акушерству, гинекологии, акушерству и гинекологии см. приложение 5 (CD – диск c контрольными заданиями прилагается). Перечень вопросов к экзаменам приведен в разделе 4. Перечень рекомендуемой литературы приведен в разделе 2. Составители перечня: Доц., зав. учебной частью _________________ Л. А. Александрова (подпись) Заведующий кафедрой (подпись) «___»________200__г Раздел 6 УМК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра акушерства и гинекологии с курсом ультразвуковой диагностики. ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ обучаемым ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ По дисциплине: Акушерство и гинекология По специальности: «Лечебное дело», код 060101 6.1.Методические указания к практическим занятиям. На 4 курсе лечебного факультета и факультета спортивной медицины, согласно рабочей программе, в конце цикла практических занятий «Физиологическое акушерство» (VII семестр) и цикла «Патологическое акушерство» (VIII семестр) предусмотрен зачет. Требования для получения зачета: - пройден цикл (без пропусков и неудовлетворительных оценок); - положительные оценки за историю родов и оформление дневника практики; - положительная оценка (рейтинг не ниже 4.0) на компьютерном тестировании по разделам физиологического и патологического акушерства. В летнюю сессию на 4 курсе (VIII семестр) предусмотрен экзамен по «Акушерству». На 5 курсе лечебного факультета и факультета спортивной медицины, согласно рабочей программе, в конце цикла практических занятий по «Гинекологии» (X семестр) предусмотрен зачет. Требования для получения зачета: - пройден цикл (без пропусков и неудовлетворительных оценок); - положительные оценки за историю болезни и оформление дневника практики; - положительная оценка (рейтинг не ниже 4.0) на компьютерном тестировании по разделу «Гинекология». На 6 курсе лечебного факультета и факультета спортивной медицины, согласно рабочей программе, в конце цикла практических занятий по «Акушерству и гинекологии» (XII семестр) предусмотрен зачет. Требования для получения зачета: - пройден цикл (без пропусков и неудовлетворительных оценок); - положительная оценка за оформление дневника практики; - положительная оценка (рейтинг не ниже 4.0) на компьютерном тестировании по разделам акушерства и гинекологии. Итоговая Государственная Аттестация выпускников проводится в соответствии с Положением и Программой Итоговой Государственной Аттестации, государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и квалификационными характеристиками выпускников, утвержденными МЗ РФ. Итоговая Государственная Аттестация проводится заведующим кафедрой академиком РАМН Э.К.Айламазяном, профессорами и доцентами кафедры: проф. Б. Н. Новиков, проф. М.А. Тарасова, проф. А.А. Полянин, доценты: Л.А. Александрова, И.Т. Рябцева, В.Г. Яковлев, Т.А. Айвазян, К.А. Шаповалова, М.С. Зайнулина, И.Е. Зазерская, М.Ю. Коршунов, И.Ю. Коган. В Аттестации участвует профессорско-преподавательский состав других кафедр, состав членов Аттестационной комиссии утверждается председателем Государственной Аттестационной комиссии (проф. Э. Г. Топузов). Итоговый Государственный экзамен по акушерству и гинекологии осуществляется поэтапно: • Проверка уровня освоения практических умений – практическая часть экзамена; • Проверка уровня теоретической подготовки – умение решать конкретные профессиональные задачи (ситуационные задачи). Практическая часть. Проверка практических умений студентов по акушерству и гинекологии включает: • Написание истории болезни акушерской и гинекологической больной, защиту истории болезни, обоснование диагноза, демонстрацию у постели больной практических умений врача-выпускника (сбор и оценка анамнеза, объективное обследование, включающее специальное обследование). • Оценку данных лабораторных и инструментальных методов исследования (клинические и биохимические анализы крови и мочи, данные микробиологического, цитологического и гистологического исследований, УЗИ, КТГ, ГСГ и др.). • Оценку протоколов операций (лапароскопии, гистероскопии и др.). • Демонстрацию на акушерских и гинекологических фантомах операций и пособий. Теоретическая часть. Теоретическая часть Итоговой Государственной Аттестации проводится в виде собеседования по решению конкретных ситуационных задач по акушерству и гинекологии. Результаты теоретической части Итоговой Государственной Аттестации изложены в цифровой сводной таблице, приводимой ниже. Ситуационные задачи включают все основные разделы акушерства и гинекологии, в т.ч. экстренные состояния, предусмотренные учебной программой для медицинских ВУЗов. Решая экзаменационные задачи, экзаменуемый должен продемонстрировать умение ставить клинический диагноз и проводить дифференциальную диагностику, знать возможные осложнения при различной патологии, выбрать оптимальную тактику лечения, в т.ч. и оперативных вмешательств, определить прогноз. Отвечая на вопросы к задачам (6-8 вопросов), экзаменуемый должен показать знания этиологии, патогенеза, классификации при различной акушерской и гинекологической патологии. Вопросы, выносимые на экзамен по «Акушерству» на 4 и 6 курсах, примеры ситуационных задач, выносимых на ИГА, приведены в разделе 4. Перечень рекомендуемой литературы приведен в разделе 2. 6.2. Методические указания к лабораторным занятиям Методические указания к лабораторным занятиям не предусматриваются. 6.3. Методические указания к самостоятельной работе студентов Рекомендуемый режим и характер различных видов учебной и самостоятельной работы изложены в методических указаниях по акушерству и гинекологии и формируются с учетом Положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов 4,5,6 курсов. При освоении дисциплины используются следующие виды самостоятельной работы: 1. Конспектирование, реферирование учебной литературы, для подготовки к ПЗ, текущим зачетам 2. Работа на лекции: составление конспекта, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендуемой литературой. 3. Подготовка рефератов, докладов на семинаре (включая слайды, схемы и пр.). 4. Выполнение заданий (заполнение рабочих тетрадей, составление схем, таблиц, алгоритмов). 5. Работа в классах, оснащенных компьютерами, муляжами, фантомами. 6. Контрольные работы – письменное выполнение. 7. Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики: a) курация больных; b) написание и c) ведение историй болезни; d) дежурства в отделении; e) участие в обходах лечащего и дежурного врачей; f) клинический разбор больных; g) участие в обработке архивного материала (ЛКК). 8. Самоконтроль (самотестирование) – подготовка по сборникам тестов или компьютерное тестирование по программе кафедры в Internet (http://cde.spmu.runnet.ru). 9. Изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного изучения. 10. Участие в «Олимпиаде УНИРС» (реферат). 11. Выполнение заданий поискового исследовательского характера, анализ научно-методической литературы, написание рефератов, докладов (в том числе стендовых), оформление статей, тезисов, в рамках УНИРС, СНО, в молодежных аудиториях. 12. Подготовка к зачетам и экзаменам. Таким образом, на различных курсах используются следующие виды самостоятельной работы студентов: · 4 курс Физиологическое акушерство: 1,2,4,5,6,7(d,e,f),8,9,10,11. Патологическое акушерство: 1,2,4,5,6,7(a,b,d,e,f),8,9,10,11. · 5 курс Гинекология: 1,2,4,5,6,7(a,b,e,f),8,9,11 · 6 курс Акушерство: 1,2,3,4,5,6,7(a,c,d,e,f,g),8, 9,11 Гинекология: 1,2,3,4,5,6,7(a,c,e, f,g) ,9,11. 6.4. Формы и методика текущего, промежуточного и итогового контроля Формы контроля усвоения студентами соответствующей части программы по «Акушерству и гинекологии»: 1. Опрос на практических занятиях (по разделам и темам дисциплины). 2. Контрольная работа. 3. Реферат или написание академической истории (родов болезни). 4. Компьютерное тестирование. 5. Написание дневника учебно-производственной практики, где отражается в таблицах освоение практических навыков. 6. Зачет. 7. Экзамен. 8. Написание реферата для четвертого тура «Олимпиады» по акушерству (4 курс VIII семестр). На 4 курсе – VII семестр – компьютерный (тестовый) зачет по итогам теоретического курса и темам практических занятий по «Акушерству», оценка ведения дневника практики. В VIII семестре - компьютерный (тестовый) зачет по итогам теоретического курса и темам практических занятий по «Акушерству», оценка ведения дневника практики, оценка за написание истории родов, в летню сессию экзамен по «Акушерству». На 5 курсе – IX или X семестр - компьютерный (тестовый) зачет по итогам теоретического курса и темам практических занятий по «Гинекологии», оценка ведения дневника практики, оценка за написание истории болезни. На 6 курсе – XI или XII - компьютерный (тестовый) зачет по итогам теоретического курса и темам практических занятий по «Акушерству и гинекологии», оценка ведения дневника практики, двухэтапный экзамен: практическая часть государственного экзамена по «Акушерству и Гинекологии» и теоретическая часть Итоговой Государственной Аттестации (решение задач). Темы рефератов на «Олимпиаду» для студентов 4 курса: 1) Современные методы оценки состояния плода 2) Многоплодная беременность: этиология, патогенез, диагностика, ведение беременности и родов 3) Многоводие и маловодие: этиология, патогенез, диагностика, ведение беременности и родов 4) Беременность и роды при рубце на матке. 5) Преждевременные роды: этиология, клиника, тактика ведения 6) Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты: этиология, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, тактика ведения 7) Предлежание плаценты: классификация, этиология, клиника и диагностика, лечение. 8) Синдром задержки развития плода: классификация, этиология, клиника и диагностика, лечение. 9) Переношенная беременность: этиология, диагностика, ведение беременности и родов 10) Беременность, роды и послеродовый период при гипертонической болезни. 11) Беременность, роды и послеродовый период при пороках сердца. 12) Акушерские щипцы: история применения, показания, условия, техника наложения. 13) Тяжелые формы гестозов: этиология, патогенез, клиника, диагностика, тактика ведения. 14) Кесарево сечение в современном акушерстве. 15) Плацентарная недостаточность: этиология, клиника, диагностика, лечение, профилактика. 16) Особенности течения и ведения беременности и родов при заболеваниях печени. 17) Особенности течения и ведения беременности и родов при заболеваниях мочевыделительной системы. Составители перечня: Доц., зав. учебной частью _________________ Л. А. Александрова (подпись) Заведующий кафедрой (подпись) «___»________200__г Раздел 7 УМК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра акушерства и гинекологии с курсом ультразвуковой диагностики МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ По дисциплине акушерство и гинекология по специальности лечебное дело, код 060101 Практические занятия для студентов 4-6 курсов по специальности «Лечебное дело» по акушерству (VII, VIII, XI, XII семестры) и гинекологии (X, XI, XII семестры) проводятся в учебных классах и акушерских и гинекологических отделениях акушерско-гинекологической клиники СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, НИИ АГ им. Д.О. Отта, Родильном доме №1, Родильном доме №6, Родильном доме №18, ЦМСЧ №122, Областной больнице, Женских консультациях №12, №34, №16, №40, №48 в соответствии с тематикой и согласно расписанию учебной части кафедры. Во время прохождения цикла занятий студенты под руководством преподавателя дежурят, присутствуют на клинических разборах, обходах, на родах и операциях, изучают медицинскую документацию. Самостоятельно пишут академические истории родов (болезни). Присутствуют на амбулаторных приемах в женских консультациях. Осваивают практические умения (навыки) у постели больных и на фантоме под руководством преподавателя. Оформляют дневники практики. Таблица Сведения об оснащенности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием
Составители перечня: Доц., зав. учебной частью _________________ Л. А. Александрова (подпись) Заведующий кафедрой (подпись) «___»________200__г Раздел 8 УМК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра акушерства и гинекологии с курсом ультразвуковой диагностики ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ дисциплины – акушерство и гинекология по специальности – «лечебное дело», код 060101 При изучении акушерства и гинекологии на 4, 5 и 6 курсах лечебного факультета и факультета спортивной медицины используются групповые тренинги – отработка практических умений в учебном классе под руководством преподавателя с использованием следующих фантомов: имитатор родов, набор модулей родоразрешения, скелет женского таза, гинекологический тренажер со сменными модулями шейки и тела матки (производитель – «3B SCIENTIFIC® MEDICAL»). Используя эти фантомы, студенты имеют возможность отработать следующие практические умения: определять состояние матки после родов, уметь осматривать послед, определять срок беременности, а также имеют более полное представление об осмотре шейки матки в зеркалах и заболеваниях шейки и тела матки, о раскрытии шейки матки в родах, таких акушерских операциях, как ручное отделение плаценты и ручное обследование полости матки. При проведении элективных курсов широко используются следующие формы обучения: круглые столы, ролевые игры, групповые тренинги («Планирование семьи» - занятия №2, 3, 4, 5, 6; «Гинекологическая эндокринология» - занятия №5, 6; «Эндовидеохирургия в гинекологии» - занятия №1, 2, 4,5). Методические разработки по элективам изложены в следующих методических указаниях: 1. Указания к практическим занятиям по курсу «Эндоскопической хирургии в гинекологии»: (для студентов 6 курса). – СПб.: СПбГМУ, 1997 – 39 с. 2. Указания для практических занятий по курсу планирования семьи: (для студентов, врачей-интернов и клинических ординаторов) – СПб.: СПбГМУ, 1997 – 43 с. 3. Нейро-обменные эндокринные синдромы. Рекомендации для практических занятий по курсу гинекологической эндокринологии: (для студентов, врачей-интернов и клинических ординаторов). – СПб.: СПбГМУ, 2002 – 68 с.
Педагогическая эффективность: практические умения осваиваются студентами в полном объеме с большим интересом, хорошо запоминаются, и улучшается выживаемость знаний. Составители раздела: Доц., зав. учебной частью _________________ Л. А. Александрова (подпись) Заведующий кафедрой Акад. РАМН, проф. _________________ Э. К. Айламазян (подпись) «___»________200__г. Раздел 9 УМК ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра акушерства и гинекологии с курсом ультразвуковой диагностики. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, ИЗДАННЫХ СОТРУДНИКАМИ УНИВЕРСИТЕТА (КАФЕДРЫ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ По дисциплине акушерство и гинекология по специальности «лечебное дело», код 060101
Составители перечня: Доц., зав. учебной частью _________________ Л. А. Александрова (подпись) Заведующий кафедрой (подпись) «___»________200__г Документы
|