Первый

Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет имени И.П. Павлова

Кафедра акушерства, гинекологии и репродуктологии ПСПбГМУ

объявления

Аудио-виз. контент - Структура

 

ФГБОУ ВО «ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова» Минздрава РФ

Кафедра акушерства, гинекологии и репродуктологии

«Утверждаю»

Заведующий  кафедрой проф. В.Ф. Беженарь

01.06.20 г.

Принципиальная структура аудиовизуального

медио-коммуникативного образовательного контента

производственной практики по акушерству

IV курс    VII-VIII семестр

«Помощник врача стационара»

Объем: 2 недели (72 часа):

отделение патологии беременности – 18 час;

родильное отделение – 36 час; послеродовое отделение – 18 час.

Контроль знаний: экзамен (собеседование, БРС)

Режим обучения: дистанционный

 

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК ВРАЧА СТАЦИОНАРА»

В результате прохождения данной производственной практики обучающийся студент должен овладеть следующими компетенциями:

а)  Общекультурные  компетенции (ОК):

ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

ОК-4: способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

ОК-5: готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

б)  Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

ОПК-1: готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности;

ОПК-4: способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности;

ОПК-6: готовность к ведению медицинской документации;

ОПК-8: готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач;

ОПК-9: способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач;

ОПК-11: готовность к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.

в)  Профессиональные  компетенции (ПК):

медицинская деятельность:

ПК-1: способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

ПК-2: способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения;

ПК-5: готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;

ПК-6: способность к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра;

ПК-7: готовность к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека;

ПК-8: способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами;

ПК-9: готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;

ПК-10: готовность к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи;

ПК-11: готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;

ПК-12: готовность к ведению физиологической беременности, приему родов.

 

 

 

Принципиальная структурааудиовизуального медио-коммуникативного образовательного контента

 

№ п/п

занятия

Цель практического обучения

Осваиваемый практический навык (компетенция)

 

Медио-коммуникативный образовательный контент

(СОП1

СИМ2

Ссылка на интернет-кейс)

Оценочные средства

усвоения навыка (преподаватель – модератор)

 

 

Отделение патологии беременности

 

1

Овладение современными знаниями и практическими навыками, необходимыми для оказания квалифицированной помощи беременным с физиологическим и патологическим течением беременности, клинического обследования и наблюдения за состоянием внутриутробного плода, определении тактики терапии различных осложнений течения беременности и выборе оптимальных сроков и методов родоразрешения.

Ознакомление с организацией лечебного дела и условиями работы МО родовспомогательного  профиля.

ü    сбор общего и специального анамнеза;

ü    определение срока беременности и предполагаемой даты родов;

ü    наружная пельвиометрия;

ü    оценка (измерение) ромба Михаэлиса и индекса В.Ф. Соловьева;

ü    положение, вид, позиция плода, определение характера предлежащей части (приемы Леопольда-Левицкого);

ü    определение предполагаемого веса плода (по Жордания, Рудакову);

ü    определение (аускультация) и оценка сердцебиения плода при доношенной беременности;

ü    проведение и интерпретация кардиотокограммы (КТГ) при беременности

пакет 1

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

2

Овладение современными знаниями и практическими навыками по подготовке к родам мягких родовых путей – преиндукция родов (использование антагонистов рецепторов прогестерона и простагландинов, балонный девайс)  при тенденции к перенашиванию, преэклампсии, изосерологической иммунизации, соматическая патология и т.д.

ü    выполнение общего физикального исследования (ЧСС, АД, сатурация, ЧДД и др.)

ü    осмотр шейки матки и влагалища с помощью гинекологического зеркала;

ü    забор мазков из уретры, цервикального канала и влагалища на GN, микробиоценоз, культуральный и другие методы микробиологической диагностики, а также цитологическое исследование (PAP-тест);

ü    условия, показания и проведение внутреннего (вагинального) исследования при беременности различных сроков, а также в родах;

ü    условия, показания и выполнение амниоскопии

ü    выполнение тестов на излитие околоплодных вод

пакет 2

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

 

3

Овладение современными знаниями и практическими навыками  по оказанию неотложной помощи  беременным, роженицам и родильницам с преэклампсией, эклампсией, тяжелой формой экстрагенитальных заболеваний, массивной кровопотерей  и др. патологических состояний, с изучением вопросов анестезиологических пособий (изучение современных клинических протоколов)

ü  неотложные мероприятия при тяжелой преэклампсии;

ü  неотложные мероприятия при эклампсии;

ü  неотложные мероприятия при анафилактическом шоке;

ü  неотложные меропиятия при кровотечении во время беременности (ПОНРП, предлежание плаценты, разрыв матки)

ü  сердечно-легочная реанимация у беременной

пакет 3

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

 

Родильное отделение

 

4

Овладение  современными знаниями и  практическими навыками ведения физиологических родов

 

ü    проведение и интерпретация кардиотокограммы (КТГ) в процессе родов;

ü    условия, показания и выполнение амниотомии;

ü    ведение и оценка партограммы;

ü    выбор метода обезболивания родового акта;

ü    условия, показания и выполнение перинеотомии/эпизиотомии;

ü    оказание акушерского пособия по приему физиологических родов;

ü    определение признаков отделения плаценты;

ü    оценка целостности последа;

ü    проведение профилактики акушерского кровотечения в послеродовом периоде;

ü    определение объема кровопотери в родах;

ü    произведение  осмотра мягких родовых путей после родов, а также ушивание разрывов шейки матки, влагалища и промежности;

ü    показания и техника выполнения наружных методов рождения последа

пакет 4

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

 

5-6

Овладение  современными знаниями и  практическими навыками ведения патологических  родов.

Особенности ведения последового и раннего послеродового периода у рожениц высокого риска по развитию акушерского кровотечения в III периоде родов и раннем послеродовом периоде

ü    показания, условия и техника основных оперативных методов и пособий родоразрешения через естественные родовые пути при головных предлежаниях (наложение акушерских щипцов, проведение вакуум-экстракции плода);

ü    выполнение методов функциональной оценки малого таза в родах (клинический узкий таз);

ü    принципы ведения родов и оказание пособий при тазовых предлежаниях плода (по методам Н.А. Цовьянова): при чистом ягодичном/смешанном/ножном;

ü    выполнение операции ручного вхождения в полость матки, отделения и удаления плаценты при аномалиях ее прикреплений, дефектах последа

ü    выполнение операции ручного обследования полости матки гипотоническом кровотечении

пакет 5-6

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

 

7

Знакомство и освоение проведения реанимационных мероприятий и оказания неотложной помощи при асфиксии новорожденных в родильном зале. Современные методы диагностики гипоксии плода в родах

ü    определение признаков недоношенного, доношенного и перезрелого плода;

ü    оценка состояния новорожденного по шкале Апгар на 1 и 5 минуте рождения;

ü    первичный и вторичный туалет новорожденного, взвешивание, обработка пуповинного остатка, профилактика офтальмобленореи;

ü    определение показаний и метод проведения профилактики респираторного дистресс-синдрома плода при развитии преждевременных родов;

ü    принципы и алгоритм первичных реанимационных мероприятий при асфиксии новорожденного в родильном зале

пакет 7

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

8

Знакомство и освоение методики проведения и основных показаний выполнения операции кесарева сечения

ü    показания, условия, техника выполнения операции кесарева сечения

ü    интраоперационные и отдаленные осложнения

пакет 8

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

 

9

Знакомство и освоение современных клинических протоколов оказания неотложной помощи при эмболии околоплодными водами, геморрагическом шоке в результате массивных акушерских кровотечений (при гипотонических             кровотечениях в раннем послеродовом периоде, разрыве матки, предлежании плаценты, преждевременной отслойке нормально расположенной плаценты)

ü    алгоритм оказания неотложной помощи при возникновении эмболии околоплодными водами;

ü    алгоритм оказания неотложной помощи при возникновении эклампсии в родах;

ü    алгоритм оказания неотложной помощи при различных видах акушерских кровотечений в родах и в послеродовом периоде (принципы медикаментозных, механических и хирургических методов акушерского гемостаза)

ü    баллонная тампонада матки

ü    компрессионные гемостатические швы

пакет 9

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

 

 

Послеродовое отделение

 

10

Овладение  современными знаниями и  практическими навыками ведения физиологического послеродового периода, особенностей организации работы физиологического послеродового отделения. Освоение и  углубление знаний о закономерностях послеродовой инволюции органов репродуктивной системы, механизмов развития и поддержания лактации

ü    санитарно-эпидемиологический режим послеродового отделения;

ü    методы диагностики инволюции матки;

ü     оценка степени лактации, методы профилактики лактационного мастита, методы и схемы подавления лактации;

ü    проведение туалета швов промежности; снятие швов с промежности и передней брюшной стенки (после операции кесарева сечения);

ü    принципы ведения послеродового периода у родильниц после абдоминального родоразрешения

пакет 10

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

11

Освоение объема обследования и тактики лечения родильниц при наличии осложнений (в т.ч. гнойно-септических) течения послеродового периода, в особенностях и возможностях послеродовой контрацепции.

Освоение правил ухода за новорожденными и методов профилактики септических заболеваний новорожденных. Особенности организации работы отделения новорожденных

ü    санитарно-эпидемиологический режим отделения новорожденных;

ü    диагностика транзиторных физиологических состояний новорожденных;

ü    современные методы и схемы применения антибактериальных препаратов в терапии и профилактике гнойно-септических осложнений;

ü    преимущества грудного вскармливания;

ü    особенности послеродовой контрацепции

пакет 11

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

 

 

Аттестация (экзамен)

 

12

Оценка теоретических знаний и практических навыков/умений, полученных студентами на практических и семинарских занятиях на кафедре по дисциплине «акушерство и гинекология»

ü    клиническая интерпретация акушерской ситуации при беременности, в родах и в послеродовом периоде;

ü    клиническая интерпретация результатов лабораторного и инструментального исследований беременных, рожениц и родильниц;

ü    решение конкретной практической задачи в рамках программы дисциплины «акушерство и гинекология»

Вебинар-экзамен на дистанционной  платформе

 

пакет 12

Итоговый экзамен – решение практико-ориентированной ситуационной задачи

 

 

1 – СОП – стандартнаяоперационная процедура

2 – СИМ – стандартный имитационныймодуль

 

 

Итоговая  оценка практических знаний/уменийспециалитета

Итоговая оценка попроизводственной практикевыставляется в формате БРС.

В соответствии с «Положением о БРС организации учебного процесса в ФГБОУ ВО«ПСПб ГМУ им. академика И.П.Павлова» Минздрава РФ» максимальное общееколичество баллов за производственную практику после окончания курса составляет100 баллов, из них:

 

Оценка преподавателя-куратора практики объема выполненной работы в соответствии с планом, указанным в дневнике практики: по результатам проверки  выполненных заданий в дистанционном режиме (чек-листы)

0-80 баллов

 

Решение студентом практико-ориентированной ситуационной задачи по производственной практике с учетом овладения практическими навыками и умениями, а также  правильности описания выполнения манипуляций/операций, формулировки диагноза, фармакотерапии

0-20 баллов

 

 

Оценка за производственную практику выставляется как сумма набранных баллов:

·       Отлично – 85-100 баллов;

·       Хорошо – 74-84 балла;

·       Удовлетворительно – 61-73 балла;

·       Неудовлетворительно – 0-60 баллов.

 

 

Заведующий учебной работой

кафедры акушерства, гинекологии ирепродуктологии

доц. И.М. Нестеров