Первый

Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет имени И.П. Павлова

Кафедра акушерства, гинекологии и репродуктологии ПСПбГМУ

объявления

План учебного модуля


Тема специального учебного модуля

в общем модуле «амбулаторно-поликлиническая хирургия»

по подготовке специалитета «лечебное дело»

«Организация работы врача по профилю «участковый терапевт»:

  

«Принципы диагностики и оказания неотложной помощи при экстремальных состояниях в акушерско-гинекологической практике. Охрана  репродуктивного здоровья  и онкогинекологический скрининг в практике врача-терапевта амбулаторного звена»

  

План и тематика лекций и клинических практических занятий 

Тема занятия №1

(пятница)

Средства и методы обучения

Учебно-тематический план темы.

Хронометраж.

Средства и методы контроля знаний

1.1. Причины и диагностика аномальных маточных кровотечений функциональной и органической этиологии в различные возрастные периоды жизни женщины. Основные принципы неотложной помощи, терапии и профилактики

 

1.2.    Кровотечения при беременности, в родах и в послеродовом периоде. Основные принципы неотложной помощи, терапии и профилактики

Лекция: «Причины, диагностика и  принципы неотложной помощи при кровотечениях акушерско-гинекологического профиля» (мультимедийная презентация)

Самостоятельная работа студента:

1.             Подготовка к аудиторным занятиям (проработка учебного материала по конспектам лекций 4 и 5 курсов и учебной литературе)

2.             Работа с учебной и научной литературой

3.             Ознакомление с видеоматериалами электронных ресурсов

4.             Самостоятельная проработка отдельных тем учебной дисциплины в соответствии с учебным планом

Собеседование  после  лекции.

Клиническое практическое занятие. Перечень вопросов для собеседования  (письменная или устная работа)

1.             Причины АМК в различные периоды жизни женщины (ювенильный, репродуктивный, перименопаузальный)

2.             Диагностика и дифференциальный диагноз АМК  по возрастным группам

3.             Принципы маршрутизации и алгоритм лечебных действий у пациенток с АМК в различные периоды жизни женщины

4.             Причины, диагностика и дифференциальный  диагноз кровотечений в различные сроки  беременности, в родах и послеродовом периоде

5.             Принципы маршрутизации и оказание неотложной помощи при кровотечениях в различные сроки беременности, в родах и послеродовом периоде

6.             Профилактика кровотечений акушерско-гинекологического профиля

1.             Организация занятия. Формулировка темы и цели учебного модуля. Контроль исходного уровня знаний (15 мин)

2.             Лекция  (90 мин)

3.             Практическое занятие (95 мин):

Собеседование  по теме занятия.

Решение ситуационных задач, представляющих типичные клинические ситуации при:

·       АМК в различные возрастные периоды жизни женщины

·       кровотечениях в различные сроки беременности, в родах, в послеродовом периоде.

Ролевые игры: клинические протоколы и алгоритмы оказания неотложных лечебно-диагностических мероприятий при наличии кровотечений акушерско-гинекологического профиля

Отработка практических навыков: консультирование и маршрутизация в случаях:

·       диагностики АМК в различные периоды жизни женщины;

·       диагностики кровотечений в различные сроки беременности, в родах и в послеродовом периоде.

4.             Самостоятельная работа студента (45 мин)

5.             Итоговый контроль знаний (письменный или устный) с оценкой каждого студента за теоретические знания и практические навыки по теме занятия (20 мин)

6.             Задание на дом (5 мин)

 

Тема занятия № 2

(суббота)

Средства и методы обучения

Учебно-тематический план темы.

Хронометраж.

Средства и методы контроля знаний

Фантомный курс (акушерско-гинекологический фантом)

4.1. Диагностика беременности

4.2. Методы определения срока беременности

4.3. Методы обследования беременных.

Современная система диспансеризации беременных в РФ

4.4. Методы выявления жизнедеятельности плода (аускультация, оценка двигательной активности, КТГ).

4.5. Современные методы онкогинекологического скрининга.

4.6. Методы скрининга и диагностики заболеваний молочных желез.

4.7. Оказание акушерского пособия при ведении 2 и 3 периодов внебольничных родов

 

 

 

 

Фантомный курс.

Клиническое практическое занятие.

Отработка практических навыков.

1)            Методы диагностики беременности

2)            Произведение наружного акушерского исследования

3)            Осмотр  шейки матки  и влагалища «в зеркалах»

4)            Забор биологического материала  на GN и микробиоценоз (уретра, цервикальный канал, влагалище)

5)             Забор  биологического материала  на атипичные клетки  (РАР тест)

6)            Проведение теста на околоплодные воды

7)            Выполнение  аускультации сердцебиения плода

8)            Осмотр и пальпация молочных желез. Самоосмотр  молочных желез

9)            Алгоритм и техника оказания акушерского пособия при ведении 2 и 3 периодов внебольничных родов

 

Самостоятельная работа студента:

1.             Подготовка к аудиторным занятиям (проработка учебного материала по конспектам лекций 4 и 5 курсов и учебной литературе)

2.             Работа с учебной и научной литературой

3.             Ознакомление с видеоматериалами электронных ресурсов

4.             Самостоятельная проработка отдельных тем учебной дисциплины в соответствии с учебным планом

 

1.             Организация занятия. Формулировка темы и цели занятия (5 мин)

2.             Ответ на вопросы, возникшие при подготовке к занятию. Контроль исходного уровня знаний. Контроль домашней самостоятельной работы (10 мин)

3.             Практическое занятие (140 мин):

Проведение практического занятия с использованием акушерско-гинекологических фантомов.

Решение ситуационных задач, представляющих типичные клинические ситуации при

·       дифференциальной диагностике фоновых, предраковых заболеваний и рака шейки матки;

·        диагностике заболеваний молочных желез.

Ролевые игры: клинические протоколы и алгоритмы оказания неотложных лечебно-диагностических мероприятий при

·       диагностике заболеваний молочных желез и шейки матки;

·       обследовании и диспансеризации беременных;

·       оказании акушерского пособия в ходе ведения 2 и 3 периодов внебольничных родов.

Отработка практических навыков.

4.             Самостоятельная работа студента (70 мин)

5.             Итоговый контроль знаний и практических умений с оценкой каждого студента за практические навыки по занятию (45 мин)

 

 

Тема занятия № 3

(понедельник)

Средства и методы обучения

Учебно-тематический план темы.

Хронометраж.

 Средства и методы контроля знаний

2.1. Принципы  диагностики и терапии гипертензивных состояний в акушерской практике (при беременности, в родах и послеродовом периоде)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Ведение внебольничных родов: принципы неотложных мероприятий на догоспитальном этапе

Лекция: «Принципы диагностики и терапии гипертензивных состояний в акушерской практике. Преэклампсия. Эклампсия» (мультимедийная презентация)

Самостоятельная работа студента:

1.             Подготовка к аудиторным занятиям (проработка учебного материала по конспектам лекций 4 курса и учебной литературе)

2.             Работа с учебной и научной литературой

3.             Ознакомление с видеоматериалами электронных ресурсов

4.             Самостоятельная проработка отдельных тем учебной дисциплины в соответствии с учебным планом

Собеседование  после  лекции.

Клиническое практическое занятие.

Перечень вопросов для собеседования (письменная или устная работа):

1.             Современная классификация гипертензивных состояний при беременности

2.             Диагностика и дифференциальная диагностика  преэклампсии и эклампсии

3.             Алгоритм ведения беременности и принципы родоразрешения при гипертензивных состояниях

4.             Алгоритм оказания неотложной помощи при преэклампсии и эклампсии во время беременности, в родах и послеродовом периоде

 

Клиническое практическое занятие.

Перечень вопросов для собеседования (или письменная работа):

1.             Современный протокол ведения неосложненных родов

2.             Диагностика родов по периодам

3.             Алгоритм оказания неотложной помощи при ведении внебольничных родов на догоспитальном этапе

4.             Маршрутизация родильниц и новорожденных в родильный дом.

1.             Организация занятия. Формулировка темы и цели занятия (5 мин)

2.             Ответы на вопросы, возникшие при подготовке к занятию. Контроль исходного уровня знаний. Контроль домашней самостоятельной работы (10 мин)

3.             Лекция  (90 мин)

4.             Практическое занятие (95 мин):

Собеседование  по теме занятия.

Решение ситуационных задач, представляющих типичные клинические ситуации при:

·       диагностике различных гипертензивных состояний во вторую половину беременности;

·       различных степенях преэклампсии и эклампсии;

·       ведении внебольничных родов.

Ролевые игры: клинические протоколы и алгоритмы оказания неотложных лечебно-диагностических мероприятий при наличии гипертензивных состояний во время беременности, в родах и в послеродовом периоде; при ведении внебольничных родов.

Отработка практических навыков: консультирование и маршрутизация в случаях диагностики:

·       преэклампсии/эклампсии;

·       внебольничных родов.

5.             Самостоятельная работа студента (45 мин)

6.             Итоговый контроль знаний (письменный или устный) с оценкой каждого студента за теоретические знания и практические навыки по теме занятия (20 мин)

7.             Задание на дом (5 мин)

 

 

Тема занятия № 4

(вторник)

Средства и методы обучения

Учебно-тематический план темы.

Хронометраж.

Средства и методы контроля знаний

3.1. Причины, диагностика, маршрутизация, алгоритмы и принципы оказания неотложной помощи при экстремальных состояниях в гинекологической практике  («острый живот» и септические состояния в акушерско-гинекологической практике)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.  Консультирование по вопросам охраны репродуктивного здоровья врачом-терапевтом (семейным врачом) амбулаторного звена в различные периоды жизни женщины, возрастные особенности.

Онкогинекологический скрининг

Лекция: «Причины, диагностика, дифференциальный диагноз  и алгоритмы оказания неотложной помощи при экстремальных состояниях в гинекологической практике  («острый живот» и септические состояния в акушерско-гинекологической практике)» (Мультимедийная презентация)

Самостоятельная работа студента:

1.             Подготовка к аудиторным занятиям (проработка учебного материала по конспектам лекций 5 курса и учебной литературе)

2.             Работа с учебной и научной литературой

3.             Ознакомление с видеоматериалами электронных ресурсов

4.             Самостоятельная проработка отдельных тем учебной дисциплины в соответствии с учебным планом

Собеседование после лекции.

Клиническое практическое занятие.

Перечень вопросов для собеседования (письменная или устная работа):

1.     Причины, диагностика и дифференциальный диагноз при экстремальных состояниях в гинекологической практике  («острый живот» и септические состояния в акушерско-гинекологической практике):

·       Эктопическая беременность

·       Апоплексия яичника

·       Нарушение питания миомы матки

·       Перекрут опухоли яичника

·       Гнойные ВЗОМТ, пельвиоперитонит, разлитой перитонит, сепсис и септический шок

2.     Маршрутизация, алгоритмы и принципы оказания неотложной помощи при экстремальных состояниях в гинекологической практике  («острый живот» и септические состояния в акушерско-гинекологической практике)

Клиническое практическое занятие.

Перечень вопросов для собеседования (или письменная работа)

1.     Общие принципы консультирования по вопросам охраны репродуктивного здоровья.

2.     Особенности консультирования по возрастным группам (подростки, репродуктивный период, перименопауза)

3.     Понятие «планирование семьи»

4.     Принципы и методы консультирования по профилактике инфекций, передаваемых половым путем

5.     Принципы и методы консультирования по вакцинопрофилактике рака шейки матки

6.     Общие принципы консультирования  женщин  в репродуктивный период и перименопаузе по профилактике онкологических заболеваний

1.             Организация занятия. Формулировка темы и цели занятия (5 мин)

2.             Ответы на вопросы, возникшие при подготовке к занятию. Контроль исходного уровня знаний. Контроль домашней самостоятельной работы (10 мин)

3.             Лекция  (90 мин)

4.             Практическое занятие (95 мин):

Собеседование по теме занятия.

Решение ситуационных задач, представляющих типичные клинические ситуации при консультировании женщин в ходе диагностики «острого живота» в гинекологической практике.

Ролевые игры: клинические протоколы и алгоритмы оказания неотложных лечебно-диагностических мероприятий при экстремальных состояниях в гинекологической практике  («острый живот»)

Отработка практических навыков: консультирование по вопросам:

·       обследования и маршрутизации при наличии заболеваний группы «острого живота» в гинекологической практике;

·       планирования семьи и современных методов контрацепции;

·       обследования   женщин по скрининговой диагностике  и профилактике онкологических заболеваний генитальной сферы в различные возрастные периоды.

5.             Самостоятельная работа студента (25 мин)

6.             Итоговый контроль знаний (письменный или устный) с оценкой каждого студента за теоретические знания и практические навыки по теме занятия (20 мин)

7.             Зачет с оценкой (письменное/устное тестирование):

·               контролирующие тесты  по темам УММ в соответствии с учебным планом и ЕБРС (25 мин)

 Клиническое практическое занятие проводится в течение 6 акад. часов

(270 мин) с 09:30 до 15:30 с  двумя 30 мин перерывами.

 

 

Клинические базы кафедр и обеспеченность ППС поУММ
 «Принципы диагностики и оказания неотложной помощи при экстремальных состояниях в акушерско-гинекологической практике. Охрана  репродуктивного здоровья  и онкогинекологический скринингв практике врача-терапевта амбулаторного звена» 

Акушерско-гинекологическая клиника ФГБОУ ВО «ПСПб ГМУ имени акад. И.П. Павлова»

проф. О.Л. Молчанов

доц. К.А. Габелова

СПб ГБУЗ 

«Родильный дом № 16»

проф.  В.А. Шапкайц

СПб ГБУЗ 

«Родильный дом № 17»

проф.  Н.А. Татарова

СПБ ГБУЗ  «Центр планирования семьи и репродукции»

доц. С.С. Аганезов

СПб ГБУЗ  «Александровская больница»

проф.  В.А. Линде

ЦИОТ  ПСПб ГМУ имени акад. И.П. Павлова»

Симуляционный центр

Аспиранты: Круглов С.Ю., Темирбулатов Р.Р., Большакова М.В., Кондратьев А.А., Гаговский Д.М.

 

Зав. учебной частью

кафедры акушерства, гинекологии и репродуктологии доц. Нестеров И.М.