Первый

Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет имени И.П. Павлова

Кафедра акушерства, гинекологии и репродуктологии ПСПбГМУ

объявления

Доп. информация

 

 

На основании ФЗ "Обобразовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняяредакция, 2019), а также Приказа Минобрнауки РФ №816 от 23.08.2017 г. «Обутверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологийпри реализации образовательных программ» в практической подготовке студентов 4курса «Помощник врача стационара» в условиях сложившейся эпидемиологическойобстановки в РФ может быть использован аудио-визуальный телекоммуникационный учебно-методическийконтент.

 

Практическая реализация производственной практики

 

Производственная практика «Помощник врача стационара» студентами IV курса всех факультетов Университета по ФГОС ВО III+ поколения является неотъемлемой частью выполнения учебного плана, четвертой производственной практикой и относится к врачебной практике. Производственная практика на IV курсе обучения по специальности «лечебное дело» дисциплине «акушерство» проводится в 7-8-м семестрах в объеме72 часов (2 недели).

Преподаватель выдает студентам пакет медио-коммуникативного образовательного контента по практическим занятиям. В состав контента входят: СОП  (стандартная операционная процедура),  СИМ  (стандартный имитационный модуль), а также ссылка на аудио-визуальный интернет-кейс по освоению практических навыков (компетенция). После освоения студентами компетенций практических навыков с целью оценки достижения необходимого результата студент разрабатывает чек-лист на основании материалов использованного контента и эталона (см. чек-лист по оказанию акушерского пособия по ведению физиологических родов). Перечень всех 20 практических компетенций (навыков) для которых необходимо составить чек-лист, представлен в таблице оценки БРС. Контроль освоения студентами практических навыков осуществляет преподаватель  практики дистанционно, занятия проводятся не реже 1 раза в 3 дня.

Итоговая оценка формируется в системе БРС. Экзамен проводится на последнем занятии и заключается в решении студентом практико-ориентированной ситуационной задачи.

 

 

Принципиальная структура аудио-визуального

медио-коммуникативного образовательного контента

по практической подготовке студентов 4 курса лечебного и  спортивного факультетов

«Помощник врача стационара» 

№ п/п

занятия

Цель практического обучения

Осваиваемый практический навык (компетенция)

 

Медио-коммуникативный образовательный контент

(СОП1

СИМ2

Ссылка на интернет-кейс)

Оценочные средства

усвоения навыка (преподаватель – модератор)

 

Отделение патологии беременности

 

1

Овладение современными знаниями и практическими навыками, необходимыми для оказания квалифицированной помощи беременным с физиологическим и патологическим течением беременности, клинического обследования и наблюдения за состоянием внутриутробного плода, определении тактики терапии различных осложнений течения беременности и выборе оптимальных сроков и методов родоразрешения.

Ознакомление с организацией лечебного дела и условиями работы МО родовспомогательного  профиля.

ü    сбор общего и специального анамнеза;

ü    определение срока беременности и предполагаемой даты родов;

ü    наружная пельвиометрия;

ü    оценка (измерение) ромба Михаэлиса и индекса В.Ф. Соловьева;

ü    положение, вид, позиция плода, определение характера предлежащей части (приемы Леопольда-Левицкого);

ü    определение предполагаемого веса плода (по Жордания, Рудакову);

ü    определение (аускультация) и оценка сердцебиения плода при доношенной беременности;

ü    проведение и интерпретация кардиотокограммы (КТГ) при беременности

пакет 1

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

2

Овладение современными знаниями и практическими навыками по подготовке к родам мягких родовых путей – преиндукция родов (использование антагонистов рецепторов прогестерона и простагландинов, балонный девайс)  при тенденции к перенашиванию, преэклампсии, изосерологической иммунизации, соматическая патология и т.д.

ü    выполнение общего физикального исследования (ЧСС, АД, сатурация, ЧДД и др.)

ü    осмотр шейки матки и влагалища с помощью гинекологического зеркала;

ü    забор мазков из уретры, цервикального канала и влагалища на GN, микробиоценоз, культуральный и другие методы микробиологической диагностики, а также цитологическое исследование (PAP-тест);

ü    условия, показания и проведение внутреннего (вагинального) исследования при беременности различных сроков, а также в родах;

ü    условия, показания и выполнение амниоскопии

ü    выполнение тестов на излитие околоплодных вод

пакет 2

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

3

Овладение современными знаниями и практическими навыками  по оказанию неотложной помощи  беременным, роженицам и родильницам с преэклампсией, эклампсией, тяжелой формой экстрагенитальных заболеваний, массивной кровопотерей  и др. патологических состояний, с изучением вопросов анестезиологических пособий (изучение современных клинических протоколов)

ü  неотложные мероприятия при тяжелой преэклампсии;

ü  неотложные мероприятия при эклампсии;

ü  неотложные мероприятия при анафилактическом шоке;

ü  неотложные меропиятия при кровотечении во время беременности (ПОНРП, предлежание плаценты, разрыв матки)

ü  сердечно-легочная реанимация у беременной

пакет 3

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

Родильное отделение

 

4

Овладение  современными знаниями и  практическими навыками ведения физиологических родов

 

ü    проведение и интерпретация кардиотокограммы (КТГ) в процессе родов;

ü    условия, показания и выполнение амниотомии;

ü    ведение и оценка партограммы;

ü    выбор метода обезболивания родового акта;

ü    условия, показания и выполнение перинеотомии/эпизиотомии;

ü    оказание акушерского пособия по приему физиологических родов;

ü    определение признаков отделения плаценты;

ü    оценка целостности последа;

ü    проведение профилактики акушерского кровотечения в послеродовом периоде;

ü    определение объема кровопотери в родах;

ü    произведение  осмотра мягких родовых путей после родов, а также ушивание разрывов шейки матки, влагалища и промежности;

ü    показания и техника выполнения наружных методов рождения последа

пакет 4

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

5-6

Овладение  современными знаниями и  практическими навыками ведения патологических  родов.

Особенности ведения последового и раннего послеродового периода у рожениц высокого риска по развитию акушерского кровотечения в III периоде родов и раннем послеродовом периоде

ü    показания, условия и техника основных оперативных методов и пособий родоразрешения через естественные родовые пути при головных предлежаниях (наложение акушерских щипцов, проведение вакуум-экстракции плода);

ü    выполнение методов функциональной оценки малого таза в родах (клинический узкий таз);

ü    принципы ведения родов и оказание пособий при тазовых предлежаниях плода (по методам Н.А. Цовьянова): при чистом ягодичном/смешанном/ножном;

ü    выполнение операции ручного вхождения в полость матки, отделения и удаления плаценты при аномалиях ее прикреплений, дефектах последа

ü    выполнение операции ручного обследования полости матки гипотоническом кровотечении

пакет 5-6

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

7

Знакомство и освоение проведения реанимационных мероприятий и оказания неотложной помощи при асфиксии новорожденных в родильном зале. Современные методы диагностики гипоксии плода в родах

ü    определение признаков недоношенного, доношенного и перезрелого плода;

ü    оценка состояния новорожденного по шкале Апгар на 1 и 5 минуте рождения;

ü    первичный и вторичный туалет новорожденного, взвешивание, обработка пуповинного остатка, профилактика офтальмобленореи;

ü    определение показаний и метод проведения профилактики респираторного дистресс-синдрома плода при развитии преждевременных родов;

ü    принципы и алгоритм первичных реанимационных мероприятий при асфиксии новорожденного в родильном зале

пакет 7

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

8

Знакомство и освоение методики проведения и основных показаний выполнения операции кесарева сечения

ü    показания, условия, техника выполнения операции кесарева сечения

ü    интраоперационные и отдаленные осложнения

пакет 8

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

9

Знакомство и освоение современных клинических протоколов оказания неотложной помощи при эмболии околоплодными водами, геморрагическом шоке в результате массивных акушерских кровотечений (при гипотонических             кровотечениях в раннем послеродовом периоде, разрыве матки, предлежании плаценты, преждевременной отслойке нормально расположенной плаценты)

ü    алгоритм оказания неотложной помощи при возникновении эмболии околоплодными водами;

ü    алгоритм оказания неотложной помощи при возникновении эклампсии в родах;

ü    алгоритм оказания неотложной помощи при различных видах акушерских кровотечений в родах и в послеродовом периоде (принципы медикаментозных, механических и хирургических методов акушерского гемостаза)

ü    баллонная тампонада матки

ü    компрессионные гемостатические швы

пакет 9

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

 

Послеродовое отделение

 

10

Овладение  современными знаниями и  практическими навыками ведения физиологического послеродового периода, особенностей организации работы физиологического послеродового отделения. Освоение и  углубление знаний о закономерностях послеродовой инволюции органов репродуктивной системы, механизмов развития и поддержания лактации

ü    санитарно-эпидемиологический режим послеродового отделения;

ü    методы диагностики инволюции матки;

ü     оценка степени лактации, методы профилактики лактационного мастита, методы и схемы подавления лактации;

ü    проведение туалета швов промежности; снятие швов с промежности и передней брюшной стенки (после операции кесарева сечения);

ü    принципы ведения послеродового периода у родильниц после абдоминального родоразрешения

пакет 10

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

11

Освоение объема обследования и тактики лечения родильниц при наличии осложнений (в т.ч. гнойно-септических) течения послеродового периода, в особенностях и возможностях послеродовой контрацепции.

Освоение правил ухода за новорожденными и методов профилактики септических заболеваний новорожденных. Особенности организации работы отделения новорожденных

ü    санитарно-эпидемиологический режим отделения новорожденных;

ü    диагностика транзиторных физиологических состояний новорожденных;

ü    современные методы и схемы применения антибактериальных препаратов в терапии и профилактике гнойно-септических осложнений;

ü    преимущества грудного вскармливания;

ü    особенности послеродовой контрацепции

пакет 11

Составить чек-лист по каждому практическому навыку

(см. БРС)

 

 

 

Аттестация (экзамен)

 

12

Оценка теоретических знаний и практических навыков/умений, полученных студентами на практических и семинарских занятиях на кафедре по дисциплине «акушерство и гинекология»

ü    клиническая интерпретация акушерской ситуации при беременности, в родах и в послеродовом периоде;

ü    клиническая интерпретация результатов лабораторного и инструментального исследований беременных, рожениц и родильниц;

ü    решение конкретной практической задачи в рамках программы дисциплины «акушерство и гинекология»

Вебинар-экзамен на дистанционной  платформе

 

пакет 12

Итоговый экзамен – решение практико-ориентированной ситуационной задачи

 

1 – СОП – стандартная операционная процедура

2 – СИМ – стандартный имитационный модуль

 

 

Итоговая  оценка практических знаний/умений специалитета

Итоговая оценка по производственной практике выставляется в формате БРС.

В соответствии с «Положением о БРС организации учебного процесса в ФГБОУ ВО «ПСПб ГМУ им. академика И.П.Павлова» Минздрава РФ» максимальное общее количество баллов за производственную практику после окончания курса составляет100 баллов, из них:

 

Оценка преподавателя-куратора практики объема выполненной работы в соответствии с планом, указанным в дневнике практики: по результатам проверки  выполненных заданий в дистанционном режиме (чек-листы)

0-80 баллов

 

Решение студентом практико-ориентированной ситуационной задачи по производственной практике с учетом овладения практическими навыками и умениями, а также  правильности описания выполнения манипуляций/операций, формулировки диагноза, фармакотерапии

0-20 баллов

 

 

Оценочный лист (чек-лист)

Специальность

Акушерство и гинекология

Практический навык (компетенция)

Оказание мануального пособия по приёму физиологических родов

 

Действие

Отметка о выполнении

Замечания эксперта-модератора (преподавателя)

1.               

Подписать информированое добровольное согласие у пациентки на проведение медицинской манипуляции (исследования, операции) при отсутствии последнего

да   нет

 

2.               

Обработать раствором антисептика наружные половые органы перед влагалищным исследованием (при необходимости)

да   нет

 

3.               

Обработать руки, надеть стерильные перчатки

да   нет

 

4.               

Произвести оценку акушерской ситуации (выполнить вагинальное исследование – при необходимости)

да   нет

 

5.               

Сформулировать клинический диагноз

да   нет

 

6.               

Стерильной салфеткой с раствором антисептика, захваченной корнцангом, последовательно обработать лобок, большие половые губы, внутренние поверхности бедер, ягодиц, промежность и задний проход

да   нет

 

7.               

Повторно обработать руки как перед хирургической операцией

да   нет

 

8.               

Надеть стерильный халат, хирургическую маску, стерильные перчатки

да   нет

 

9.               

Встать у ножного конца кровати-трансформера  справа от роженицы

да   нет

 

10.            

Положить кисть левой руки на лобок

да   нет

 

11.            

Ладонные поверхности сомкнутых пальцев расположить на головке. Не надавливая на головку, сдерживать  ее преждевременное разгибание

да   нет

 

12.            

После окончания потуги большим и указательным пальцами правой руки бережно растянуть вульварное кольцо над прорезывающейся головкой

да   нет

 

13.            

Положить правую руку ладонной поверхностью на промежность так, чтобы четыре пальца располагались в области левой большой половой губы, а отведенный большой палец  - в области правой большой половой губы.  Расположенные книзу и кнаружи от больших половых губ ткани оттеснить книзу

да   нет

 

14.            

Правой рукой осторожно сдвинуть промежность над личиком плода кзади, а левой рукой медленно разогнуть головку

да   нет

 

15.            

После наружного поворота головки и внутреннего поворота плечиков, головку плода захватить обеими руками и слегка оттянуть кзади пока под лонное сочленение не подойдет переднее плечико

да   нет

 

16.            

Левой рукой захватить головку так, чтобы ладонь находилась на задней щечке плода, приподнять головку кпереди, правой рукой сдвинуть промежность с заднего плечика

да   нет

 

17.            

Ввести указательные пальцы рук со стороны спинки плода в подмышечные впадины, приподнять туловище кпереди, извлечь ребенка

да   нет

 

18.            

Выложить ребенка на живот матери

да   нет

 

19.            

Отсроченно до 3 мин (при отсутствии противопоказаний) наложить два зажима Кохера на расстоянии 8-10 и 15-20 см от пупочного кольца

да   нет

 

20.            

Пересечь пуповину между зажимами

да   нет

 

21.            

Катетеризировать мочевой пузырь, выпусить мочу

да   нет

 

22.            

Оценить наличие признака Чукалова-Кюстнера

да   нет

 

23.            

Оценить наличие признака Альфельда

да   нет

 

24.            

Оценить наличие признака Шредера

да   нет

 

25.            

Оценить наличие признака Довженко

да   нет

 

26.            

Оценить наличие признака Клейна

да   нет

 

27.            

Попросить роженицу потужиться, выделить послед

да   нет

 

28.            

Плаценту разложить на гладком подносе материнской поверхность вверх и рассмотреть ее, оценив целостность последа

да   нет

 

29.            

Перевернуть послед плодовой стороной кверху и осмотреть плодные оболочки и пуповину

да   нет

 

30.            

Выполнить профилактику кровотечения  в послеродовом периоде 5 ЕД окситоцина в/в

да   нет

 

31.            

Оценить объем кровопотери в родах

да   нет

 

32.            

Оценить состояние родильницы

да   нет

 

33.            

Оценка эксперта-модератора по 5 бальной системе

 

 

 

 

№ п/п

№ занятия

Чек-лист практического навыка

Оценка БРС

(3-4 баллов)

1

1

Выполнение наружной пельвиометрии. Оценка (измерение) ромба Михаэлиса и индекса В.Ф. Соловьева, ОЖ и ВДМ

 

2

Выполнение приемов Леопольда-Левицкого

 

3

2

Осмотр слизистой шейки матки и влагалища с помощью гинекологического зеркала. Методика взятия материала на микробиоценоз из уретры, цервикального канала и влагалища (микроскопическое, бактериологическое и ПЦР-исследования)

 

4

Выполнение внутреннего (вагинального) исследования при беременности различных сроков, а также в родах

 

5

Выполнение амниоскопии

 

6

Техника применения баллонного девайса с целью преиндукции родов

 

7

3

Неотложные мероприятия при тяжелой преэклампсии

 

8

Неотложные мероприятия при эклампсии

 

9

Сердечно-легочная реанимация у беременной

 

10

4

Выполнение перинеотомии/эпизиотомии

 

11

Выполнение  осмотра мягких родовых путей после родов, а также ушивание разрывов шейки матки, влагалища и промежности

 

12

5-6

Выполнение  вакуум-экстракции плода

 

13

Оказание пособия при чистом ягодичном предлежании плода (по методу Н.А. Цовьянова)

 

14

Выполнение операции ручного обследования полости матки (гипотоническое кровотечение, дефекты последа, плотное прикрепление плаценты)

 

15

7

Первичный осмотр и оценка новорожденного в родильном зале

 

16

Первичный туалет новорожденного, обработка пуповинного остатка, профилактика офтальмобленореи

 

17

Первичные реанимационные мероприятия при асфиксии новорожденного в родильном зале

 

18

8

Техника выполнения операции кесарева сечения

 

19

9

Баллонная тампонада матки

 

20

10

Выполнение  туалета швов промежности

 

 

 

Итого

50-80 баллов

 

 

Экзамен

 

Решение практико-ориентированной ситуационной задачи

11-20 баллов

Итого

61-100 баллов:

Отлично

85-100 баллов

Хорошо

74-84 балла

Удовлетворительно

61-73 балла

Неудовлетворительно

0-60 баллов

 

 

Оценка за производственную практику выставляется как сумма набранных баллов:

·      Отлично – 85-100 баллов;

·      Хорошо – 74-84 балла;

·      Удовлетворительно – 61-73 балла;

·      Неудовлетворительно – 0-60 баллов.

 

 

Заведующий учебной работой

кафедры акушерства, гинекологии ирепродуктологии

доц. И.М. Нестеров